Невский проспект - центральная улица Санкт-Петербурга

Невский проспект - центральная улица Санкт-Петербурга

Невский – не только центральный проспект исторического центра, но и одна из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Его история, история его зданий от Зимнего дворца и Адмиралтейства до Московского вокзала и Александро-Невской Лавры неразрывно связана
с историей города на Неве.

Этот путь был не самым удачным, так как дорогу часто размывало, поэтому в конце концов было принято решение срезать угол и проложить прямую
трассу, першпективу от Адмиралтейства до Новгородского тракта по кратчайшему расстоянию. Так и наметилось современное направление Невского
проспекта.

Еще в 1705 году на левой стороне будущей дороги был построен Морской рынок. Рынок был открыт здесь по желанию местных мастеровых, которые
пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке велась торговля не только
продуктами, но и дровами, сеном, другими необходимыми товарами. На участках современных домов № 1 и 3 находилось подворье Александро-Невского
монастыря, а далее до дома № 11 – первый двухэтажный мазанковый Гостиный двор. На участке теперешнего дома № 27 по типовому проекту для именитых
особ был построен дом адмирала Корнелия Крюйса. Этот особняк стал одним из первых жилых зданий на будущем Невском проспекте.

Одновременно с началом строительства новой дороги со своей стороны дорогу начали прокладывать монахи Александро-Невского монастыря. Таким
образом просеку стали пробивать с двух сторон, планируя соединиться на Новгородской дороге. Однако точно соединиться не удалось. В результате
сформировался единственный поворот Невского проспекта в районе современной площади Восстания у Московского вокзала.

От Адмиралтейства Невский проспект возводился в несколько этапов - до Мойки, до Фонтанки, и т.д, пленными шведами. Полностью проспект был
завершен в 1720 году и стал называться Большой першпективой. В те времена Большая першпектива еще не была главной улицей города. Большая
першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I планировал расположить центр города на Васильевском острове. Но Невская першпектива
была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.

Отрезок пути от Адмиралтейства до реки Мьи (тепершней Мойки) начал прокладываться первым, в начале 1710-х годов, скорректирован в 1715 году,
коррективы сопровождались сносом ряда дворов. В 1713 году с Большой першпективой Литейным проспектом был соединён Литейный двор, построен
деревянный Аничков мост.

В 1716 году построили первый деревянный мост через реку Мойку. Все мосты через реку Мойку тогда красили в разные цвета, эта переправа по цвету
перил получила название Зелёный мост. В 1716 году был также построен первый деревянный мост через речку Кривушу (ныне канал Грибоедова).

В 1716-1720 гг. на участок между Мойкой и Большой Морской улицей было решено перенести Морской рынок. Решение было принято в целях пожарной
безопасности, так как рядом с Адмиралтейством вести торговлю сеном и дровами посчитали небезопасным. Проект нового здания Морского рынка
разрабатывался под руководством архитектора Г.И. Маттарнови, здание в последствии стало известно как Мытный двор. Здесь взимали мыт - пошлину с
товаров. В 1719 году после смерти Маттарнови здание достраивал Н.Ф. Гербель. Гербелю также было поручено упорядочить застройку района между
Большой Морской улицей и Мойкой, проложить в Морской слободе новые улицы. Именно тогда и была проложено существующее направление Большой Морской
улицы.

Большая першпектива была главной дорогой, ведущей к центру Санкт-Петербурга. Именно по ней, как говорилось в указе от 1726 года, всегда как
приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется. В 1720 гг. Большая першпектива была вымощена камнем.
Дорогу обсадили четырьмя рядами берёз. Начиная с 1723 года Большая першпектива освещалась масляными фонарями, под которыми были установлены скамьи
для отдыха прохожих.

Большая першпектива являлась платной дорогой, за проезд по ней платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Строительные
материалы и камень в то время в Санкт-Петербурге на самом деле были в дефиците. В 1728-1730 гг. по проекту Д. Трезини на Большой першпективе была
построена первая церковь Святого Петра.

В 1730 г. после вступления на престол Анны Иоанновны на Невском проспекте у Мойки были возведены Адмиралтейские Триумфальные ворота в виде
трёхпролётной арки с небольшой башней. Ворота были богато украшены золочёной резьбой и скульптурой. Подобные ворота были построены и у Аничкова
моста.

До 1730-х годов район в непосредственной близости от гостиницы - кварталы Большой и Малой Морских улиц застраивались стихийно, в основном
деревянными домами. Для регулярной планировки территории необходимо было сносить эти дома и строить новые, однако их владельцы редко соглашались
на переезд. В 1736 году здесь случился пожар, в результате которого выгорел практически весь район. Таким образом этот район стал пригоден для
прокладки новых прямых улиц.

В апреле 1738 года Комиссия о Санкт-Петербургском строении приняла решение переименовать Большую Першпективную дорогу в Невскую першпективу.
Таким образом название своё Невский проспект получил не от реки Невы, а от Александро-Невской лавры. Тогда же по проекту архитектора П. М. Еропкина
проспект был включён в систему пяти улиц-лучей, сходящихся на Адмиралтейство. Комиссией район Невской першпективы был отдан под застройку торговыми
заведениями и частными домами, которые в обязательном порядке должны были строиться только из камня.

В 1741 г. по вступлении на трон императрицы Елизаветы Петровны были перестроены и перемещены Адмиралтейские Триумфальные ворота. Их переместили
на перекрёсток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Автором новых ворот стал П.А. Трезини. Ворота были выполнены в виде ротонды, увенчаной
фигурой Славы, с проездом на четыре стороны. В 1741-1754 гг. для графа Разумовского по повелению Елизаветы Петровны на углу Невского проспекта и
набережной реки Фонтанки был возведен дворец, названый Аничковым. В 1750-1751 гг. на участке домов № 52 и 54 для графа И. И. Шувалова по
проекту С. И. Чевакинского был построен дом, вошедший несколько позже в единый дворцовый комплекс.

Большая усадьба графа Шувалова занимала весь участок между Невским проспектом, Садовой, Малой Садовой и Итальянской улицами. В 1751 г. из-за
ветхости Адмиралтейские Триумфальные ворота и ворота у Аничкова моста были разобраны. У Адмиралтейства планировалось построить новые каменные
ворота, к проектным работам был привлечён архитектор Растрелли. Однако строительство каменных ворот так и не было начато.

В 1752-1754 гг. на Невском проспекте по проекту Ф.Б. Растрелли был построен Строгановский дворец. Это единственное здание на проспекте
сохранившее свой внешний вид до сих пор практически неизменным. В 1754-1755 гг. под руководством Растрелли на участке домов № 13 и 15 был построен
деревянный одноэтажный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны. Длина его фасада составила более 300 м. Императрица Елизавета переехала
сюда со всем императорским двором 5 ноября 1755 года. Размеры здания объясняются в том числе необычной привычкой императрицы – она не желала
ночевать дважды подряд в одной и той же комнате.

Примечательно, что в 1757 г. в залах временного Зимнего дворца императрицы состоялось первое представление первого русского профессионального
театра Ф.Г. Волкова. В 1758 году был засыпан пересекающий Невский проспект Глухой проток, на месте которого сейчас проходит Думская улица.

25 декабря 1761 г. императрица Елизавета Петровна скончалась. Во временном Зимнем дворце была проведена присяга новому императору - Петру III.
В апреле 1762 года императорский двор переехал в ещё не достроеный постоянный Зимний дворец.<br>
В 1761-1785 гг. по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота выстроено новое каменное здание Большого Гостиного Двора.<br>
В 1763-1783 гг. шло строительство костёла Святой Екатерины.

В 1765 году было принято решение о застройке чётной стороны Невского проспекта обывательскими домами. Проект застройки разработал А. Квасов.<br>
В 1767 году временный деревянный Зимний дворец на углу Невского проспекта и Мойки разобрали. Остались лишь каменные постройки - театр и кухня,
Тронный зал. В Тронном зале располагалась мастерская Э. М. Фальконе где скульптор работал над памятником Петру I. В 1768-1771 гг. здесь было
построено новое здание - дом № 15 (дом Чичерина). В 1768-1775 гг. Ж. Б. Валлен-Деламотом построен дом № 2 - продолжение здания Главного Штаба на
Дворцовой площади.

В 1771 году Екатерина II на освободившемся после разборки временного дворца Елизаветы Петровны участке пожелала построить новое здание
(участок дома № 13). Она сама лично нарисовала чертёж будущего здания и передала его архитектору Ю. М. Фельтену. Возможно, новое здание должно было
стать подарком к восемнадцатилетию наследника престола Павла. Проект предусматривал двухярустную коллонаду и скруглённые углы. Такое сходство с
домом Чичерина позволяет предположить авторство и дома № 15Ю. М. Фельтену.

В 1771-1775 гг. по проекту Ю. М. Фельтена построено здание Армянской апостольской церкви Святой Екатерины (дом№ 40-42). В 1778 году на участке
дома № 44 построен первый дом в 3 этажа. В 1784-1787 гг. по проекту Д. Кваренги построено новое каменное здание Серебрянных рядов (дом № 31).
В 1786 году появился проект о возведении в квартале между Невским проспектом, Кирпичным переулком, Большой и Малой Морскими улицами здания
Кабинета Её Императорского Величества. Сюда планировалось перевести всю канцелярию императорского двора. Архитектором был выбран Николай
Александрович Львов. Проект так и не был реализован.

В 1796-1801 гг. по проекту Е. Т. Соколова на углу Невского проспекта и Садовой улицы было построено здание первой в России публичной библиотеки
- дом № 37. В 1799-1804 гг. по проекту Д. Феррари построена башня при городской думе (дом № 33).

В 1801-1811 гг. по проекту А. Воронихина построен Казанский собор. При этом была разобрана церковь Рождества Богородицы. В 1803-1805 гг.
по проекту Д. Кваренги на территории Аничкова дворца были построены торговые ряды, в которых в последствии разместили Кабинет Его Императорского
Величества. В 1803-1809 гг. построен дом № 13.

В 1805-1806 гг. перед Перинными рядами на Невском проспекте был выстроен портик (дом № 35), замыкающий перспективу Михайловской улицы.
В 1806-1808 гг. перестраивался мост через Мойку. Он стал первым в России металлическим мостом сооружённым из чугунных кессонов архитектором
В. И. Гесте.
В 1812-1815 гг. существующий вид приобрел дом № 18. В 1818 году был перестроен дом № 86. В 1820-х гг. после перестройки существующий облик принял
дом № 27. В 1830-1833 гг. построено новое здание Голландской церкви - дом № 20. В 1832 году по проекту инженера Гурьева проспект замостили
деревянными шестиугольными шашками. В 1832-1838 гг. по проекту А. П. Брюллова возведено новое здание немецкой протестантской церкви Святого Петра.

В 1834 году к Невскому проспекту была проложена Михайловская улица, вошедшая по проекту К. И. Росси в единый ансамбль с Михайловской площадью.
С 1835 года на проспекте начинают появляться новые газовые фонари.

В 1837-1838 гг. перестроен дом № 49, здание было надстроено четвёртым этажом. В 1839-1840 гг. на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки
для купца Лопатина был выстроен новый доходный дом (дом № 68/40). В 1844 году на Полицейском мосте впервые в России было уложено асфальтовое
покрытие. В 1846-1848 гг. по проекту Р. А. Желязевича перестраивается дом № 48 - универмаг Пассаж.

В 1847 году по Невскому проспекту начали своё движение омнибусы. В 1847-1848 гг. по проекту А. И. Штакеншнейдера построен дворец
Белосельских-Белозерских (дом № 41).
В 1840-х гг. при постройке Николаевского вокзала была заново распланирована Знаменская площадь. В 1850-х гг. к Невскому проспекту была выведена
Надеждинская улица (Маяковская).

Со второй половины XIX века активно начинает застраиваться участок Невского проспекта за Фонтанкой. С постройкой Николаевского вокзала цена
этой территории многократно возрасла, здесь началось строительство большого количества доходных домов. Практически в обязательном порядке в первом
этаже устраивались торговые помещения. Вырастали эти здания на месте одно-двухэтажных домов, из них сохранились только два - № 177 и 190.
В 1860-1861 гг. перед портиком Перинной линии по проекту А. М. Горностаева была выстроена часовня Христа Спасителя.

В 1863 году по проспекту была проложена конно-железная дорога (конка). В 1867-1868 гг. посторен дом № 100. В 1873-1874 гг. по проекту
В. А. Кеннеля перестраивался дом № 26. В 1873-1875 гг. для гостиницы Европейская (дом № 36) по проекту Л. Ф. Фонтана два отдельных здания были
перестроено в одно единое. Ныне это «Гранд-отель Европа» - самая фешенебельная и дорогая гостиница Санкт-Петербурга.

В 1879 году на Невском проспекте начинают делать электрическое освещение. Найти в районе Невского проспекта свободное место для электростанций
было непросто. В итоге их установили на баржах у Полицейского и Аничкова мостов. В 1895 году во дворе дома № 29 была сооружена третья
электростанция из освещавших Невский проспект.

В 1896-1898 гг. были построены дом № 58 С. А. Бржозовским для Международного коммерческого банка и дом № 62 для Азовского коммерческого банка.
Невский пр., 11 - 1898 год, архитектор Л. Н. Бенуа. Здесь жил учёный-биолог Н. И. Вавилов. В нижних угловых помещениях здания расположен
продуктовый магазин. Во время блокады Ленинграда именно здесь отоваривали спецкарточки генеральскому составу армии.

В 1901-1902 гг. для Московского Купеческого банка перестроен дом № 46. В 1901-1903 гг. для торгового дома братьев Елисеевых по проекту
Г. В. Барановского был построен дом № 56. В 1902-1904 гг. по проекту П. Ю. Сюзора построено новое здание для компании Зингер - дом № 28,
известное сейчас как Дом Книги. В 1904-1906 гг. перестроен дом № 47/1, надстроен пятым этажом. В 1904-1908 гг. мост через Мойку реконструировался
по проекту Л. А. Ильина и В. А. Берса. В 1907 году на Невском проспекте начала свою работу трамвайная линия.

В 1908-1910 гг. для нужд Сибирского Торгового банка перестраивается дом № 44, здание принимает существующий сегодня облик. В 1909-1910 гг.
построен дом № 72. В 1910 году по проекту В. П. Цейдлера для коммерческого банка построен дом № 1. В 1910-1911 гг. построен дом № 7
(дом Вавельберга). В это же время перестроен дом № 12 - здание банкиркого дома Юнкер и К. В 1911-1912 гг. по проекту М.С.Лялевича и
В.В.Кузнецова перестраивался дом № 21 - Дом Мертенса. На крыше дома № 19 в 1912 году была установлена первая в городе световая реклама.

В 1918 году проспект назвали проспектом 25-го Октября. В 1929 году была разобрана часовня Христа Спасителя, как нарушавшая единый архитектурный
ансамбль в створе Думской улицы. 5 октября 1929 года в доме № 72 открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Сейчас здесь работает кинотеатр
Кристалл Палас. В 1930 году в доме № 100 открылся кинотеатр Колизей. В 1939 году всего за 53 дня был построен новый дом № 14. В 1944 году
Невскому проспекту вернули историческое название.

Расположение гостиницы в нескольких минутах ходьбы от начала Невского проспекта позволяет в кратчайшее время добраться до всех основных
достопримечательностей, магазинов, деловых центров. Недалеко от гостиницы - станция метро Невский проспект и метро Адмиралтейская, метро центральной «артерии» Санкт-Петербурга Невского проспекта.

Check-in time is until 14:00 Check-out time is until 12:00